Страны

Путеводитель



Carrefour не вписалась в модель

24.11.2009

Руководство компании Carrefour приняло решение о продаже свои российских магазинов. Данное решение повергло участников рынка в недоумение, ведь не прошло и полугода, как французский ритейлер вышел на российский рынок, открывшись в столичном торговом центре «Филион».

В отчете Carrefour за третий квартал нынешнего года говорится, что выручка компании упала на 2,9% - до 24,02 млрд евро, и ритейлер принял решение уйти из России. Желание продать бизнес в России и уйти с рынка Carrefour объясняет отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы компании занять лидирующие позиции в стране.

Источник, близкий к Carrefour, подтвердил порталу Арендатор.ру информацию о принятии головным офисом компании решения об уходе с российского рынка. По словам источника, для российского представительства это также было неожиданностью. «Для российского офиса Carrefour такое решение стало неожиданностью. Однако, мне кажется, такие решения за один день не принимаются. На следующей неделе ситуация, скорее всего, разрешится, тогда же и можно будет говорить что-то утвердительное. Хотя, в любом случае, сам российский офис не закрывается. Скорее всего, при худшем раскладе, будут проданы какие-то объекты, или изменится стратегия компании», - пояснил он.

Напомним, что в конце сентября газета Le Monde писала, что крупнейшие инвесторы торговой сети потребовали от главного исполнительного директора Carrefour Ларса Олофсона (Lars Olofsson) продать магазины в Азии и Южной Америке. Причина этих действий, отмечает издание, в желании инвесторов сохранить вложенные в компанию деньги. Рыночная стоимость Carrefour упала почти на 30% с марта 2007 года.

Первый магазин Carrefour открылся в июне 2009 года в московском ТЦ «Филион», а в сентябре один должен был открыться в Липецке, но этого не произошло. Зато гипермаркет открылся в Краснодаре, а неделю назад стало известно о подписании предварительного договора по аренде площадей в московском «Ривер Молл».  

Эксперты подтверждают, что Carrefour действительно уходит с российского рынка, и причин для этого несколько. «Во-первых, компания пыталась выйти на рынок продуктового ритейла России несколько лет. В свое время у Carrefour была договоренность о выходе в российские регионы совместно с компанией «Бауцентр», но это сотрудничество не сложилось. Во-вторых, несмотря на то, что кризис – удачное время для завоевания доли рынка, открытие новых магазинов требует значительных затрат. Учитывая падение выручки компании, желание инвесторов сохранить собственные средства, а не вкладывать их в развитие сети в сложных экономических условиях, вполне объяснимо. В-третьих, российский рынок продовольственных товаров отличается жесткой конкуренцией и непрозрачностью, западная модель развития, привычная для Carrefour, в России не работает. Carrefour пришлось бы соревноваться, в первую очередь, не с европейскими ритейлерами, а с сильными российскими сетями, которые обладают мощным административным ресурсом», - считает Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC.

Скорее всего, по его словам, ритейлер оказался не готов к активным действиям на российском рынке: трудности с получением хороших участков под строительство магазинов, административные барьеры, отсутствие необходимого количества поставщиков в масштабах страны, сложности с логистикой - все это могло повлиять на решение о продаже российских магазинов.

Анастасия Кременчук