Страны

Путеводитель



Что стоит за снижением цен?

24.11.2009

X5 Retail Group обнародовала первые результаты своей программы по снижению цен в торговой сети «Пятерочка». Стремление компании снизить цены на ассортимент товаров может быть вызвано желанием X5 занять нишу «жесткого дискаунтера», что вполне оправдано, учитывая, что такие крупные мировые дискаунтеры, как Aldi и Wal-Mart уже заявили о своем намерении осваивать российский рынок. А накрутки на товары данных ритейлеров в разы меньше, чем у российских коллег.

Полгода назад X5 объявила о новой ценовой политике. По словам представителей компании, все товары в «Пятерочке» начали продаваться по минимальной на рынке цене. Одновременно с этим, сеть сконцентрировалась на эффективности бизнес-процессов.

По словам главного исполнительного директора Х5 Retail Group Льва Хасиса, в течение прошедших шести месяцев сеть демонстрирует стабильное снижение операционных затрат, а также самые высокие темпы роста продаж сопоставимых магазинов (LFL) среди российских ритейлеров.

«Общий приток новых клиентов в сеть «Пятерочка» за последние шесть месяцев составил 25 млн. человек. А темпы роста трафика в «Пятерочке» ускорились в сопоставимых магазинах с 6% в 1 квартале 2009 года до 12% в 3 квартале 2009 года», - отметил Хасис.

Однако франчайзинговые магазины «Пятерочка», работающие в некоторых российских регионах, данной ценовой политики не придерживаются.

Лев Хасис, отмечает, что «В сети «Пятерочка» самые низкие цены на рынке. Покупателей стало намного больше, и это является еще одним подтверждением эффективности бизнес-модели формата «мягкий дискаунтер». Несмотря на кризис и ограничения работы ритейла, которые появятся после вступления в силу закона «О торговле», мы, будем продолжать удерживать цены и дальше, чтобы по-прежнему радовать наших покупателей».

Он также рассказал, что в рамках новой ценовой политики, ассортимент магазинов сети сократился на 15-20%, произошло увеличение доли товаров низкого ценового сегмента, активно развивается программа частных марок.

Данные характеристики свойственны «жестким дискаунтерам», таким, как Aldi и Wal-Mart, которые в ближайшее время на деле познакомятся с особенностями российского розничного рынка. Данные сети известны своими низкими накрутками на товары, которые не идут ни в какое сравнение даже с нашими «жесткими дискаунтерами». Поэтому существует вероятность, что когда мировые мастодонты ритейла все-таки освоятся в России, наши сети, работающие в формате «мягких дискаутеров» будут им существенно проигрывать в ценах на товары и постепенно начнут отходить на второй план.

Однако X5 решила ввести новую рекламную компанию сети, сделав акцент на «русских корнях» компании. Новый лозунг компании звучит так: «Эх, Пятерочка! Ай да матушка!». Ну что ж, зато зарубежные коллеги, которые пока не знакомы российским покупателям, с помощью подобных речей вряд ли смогут найти ключ к сердцу наших посетителей.

Но некоторые эксперты считают, что X5 Retail Group, снижая цены на свои товары и тем самым увеличивая число посетителей, просто готовятся к возможной сделке по продаже «Пятерочки» все тому же Wal-Mart’у, которому для удачного старта в России нужны подходящие торговые площадки, которыми вполне могут выступить магазины сети.

Компания Магазин Магазинов рассказала информационному порталу Арендатор.ру, что же будет с франчайзинговыми магазинами сети, в случае продажи «Пятерочки» Wal-Mart’у. «Возможно несколько вариантов развития событий, которые зависит от франчайзинговой схемы «Пятерочки» и достигнутых договоренностей  между Wal-mart и X5 Retail Group. Скорее всего, франчайзи останутся работать под брендом «Пятерочка» и будут отчислять роялти компании владельцу бренда (это может быть как Х5, так и Wal-mart). Вряд ли Wal-mart сейчас рассматривает для себя возможность приобретения франчайзинговых магазинов», - сообщили в компании.

Татьяна Ключинская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International, в свою очередь, считает, что, несмотря на новую ценовую политику «Пятерочки», компания вряд ли будет сильно снижать свою маржу. «У X5 много различных форматов сетей. И «Пятерочка» наиболее экономичных из них. Скорее всего, снижение цен действует только на группу товаров, которая лишь частично представлена популярными у покупателей. А с точки зрения формата, мне кажется, «Пятерочка» чувствует себя достаточно уверенно, и вряд ли стремится перейти в категорию «жестких дискаунтеров», а цены на товары в условиях кризиса снижают не только они – многие сети сейчас стремятся к понижению цен с целью привлечения покупателей», - отмечает она.

Говоря о возможной продаже «Пятерочки» Wal-Mart’у, Ключинская отметила, что «Х5 довольно дорогая и качественная компания, и, естественно, не собирается продавать себя дешево. Поэтому, скорее всего, переговоры о продаже завершатся не в самое ближайшее время».

Анастасия Кременчук