Страны

Путеводитель



На севере Москвы появится «крытый» Черкизон

24.11.2009

Китайские инвесторы намерены открыть новый оптовый торговый центр в Москве - в районе Владыкино. Недавно ООО «Чароит» арендовало торговый комплекс площадью около 10 000 кв. м, 3600 кв. м из которых - торговые площади, а остальное — складские помещения. Объект расположен по адресу: Сигнальный проезд, 16/1. До конца текущего года в нем планируется открыть оптовый обувной комплекс, в котором обоснуются более 200 представительств китайских обувных фабрик. На сегодняшний день практически все торговые площади сданы в субаренду.

Основным инвестором проекта является китайский бизнесмен Михаил Чжао, который занимается строительством в Чите. Кроме того, в проекте участвуют еще два партнера, в том числе предприниматель Лиу Дзень Джу.

В комплексе будет осуществляться только оптовая торговля. Организаторы проекта отмечают, что в комплексе не будет предпринимателей с Черкизовского рынка. Обувь и сопутствующие товары будут растаможиваться легально и продаваться под официально зарегистрированными в России торговыми марками. Арендная ставка в комплексе составляет $1440 за 1 кв. м в год.

Эксперты считают, что такая ставка является вполне уместной для подобного формата торговых центров. Управляющий директор по коммерческой недвижимости компании Blackwood Дэвид О’Хара отмечают, что «если в этом торговом центре будут преобладать много маленьких помещений площадью 10-15 кв. м, тогда такая ставка является достойной и взаимовыгодной». «Я считаю, нужно приложить огромные усилия и поставить свой бизнес правильно, чтобы привлечь в новый объект тех покупателей, которые раньше предпочитали совершать покупки на рынках», - пояснил он информационному порталу Арендатор.ру.

Галина Малиборская, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International полностью согласна с коллегой. «Если мы говорим о торговом центре, представляющем из себя, грубо говоря, цивилизованный рынок под крышей с небольшими секциями, то ставка вполне адекватная. При этом, если на данные площади будут спрос, то ставки в дальнейшем будут только расти», - полагает она.

В свою очередь, Николай Беляев, пресс-секретарь компании «Каширский Двор» наоборот считает, что со временем данная арендная ставка может понизиться. «Так как китайские товары рассчитаны в основном на самый низкий ценовой сегмент, то для окупаемости арендаторам будет необходим очень большой поток покупателей. Поэтому ставка в $1440 за 1 кв. м в год будет оправдана только в том случае, если новый ТЦ будет обеспечивать количество покупателей, сопоставимое с Черкизовским рынком. В связи с тем, что комплекс достаточно невелик по своим размерам, то и серьезные потоки он создать вряд ли сможет. Скорее всего со временем ставка скорректируется в меньшую сторону, до уровня 700-1000 кв.м/год».

К слову сказать, по информации аналитиков, большая часть китайских предпринимателей, осуществлявших торговлю на Черкизовском рынке, переехала на рынок «Славянский мир», расположенный на 41-м км МКАД, и в торгово-ярмарочный комплекс «Москва» в Люблине.

Поток арендаторов с Черкизовского рынка уже привел к росту арендных ставок. До закрытия «Черкизона» за аренду торгового места (7-15 кв. м) в торгово-ярмарочном комплексе «Москва» в Люблино платили около 120 тыс. рублей в месяц, сегодня ставки доходят до 250 тыс. за место на втором этаже и до 450 тыс. - на первом. Такие ставки предлагаются в основном китайскими и вьетнамскими торговцами, ради которых администрация «Москвы» разрывает договоры с нынешними арендаторами.

Председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев рассказал газете «Ведомости», что если этот объект откроется, то это будет первый торговый комплекс, построенный для китайских предпринимателей после закрытия Черкизовского рынка.

Напомним, что уже не один год на ВВЦ успешно функционирует другой «поднебесный» проект – китайский павильон №71. В двухэтажном здании можно найти практически все: от одежды и обуви до украшений, коллекционного оружия и традиционных чайных приборов и другой посуды.

В настоящее время аналитики затрудняются назвать сроки окупаемости объекта или сделать долгосрочные прогнозы относительно его популярности. «Говорить о популярности у населения сложно, так как создатели ТЦ заявляют, что в нем будет осуществляться только оптовая торговля. Но даже в том случае, если это решение изменится, рассчитывать на признание будет сложно. Это связано в первую очередь с небольшим относительно Черкизовского рынка ассортиментом, который будет представлен в новом ТЦ. Уровень цен так же может помешать комплексу повторить успех «Черкизона», а в связи с высокой арендной ставкой и полностью легальным товаром, цены там обещают быть на уровне большинства ТЦ в Москве», - отмечает Николай Беляев.

Кроме того, он не исключает возможности создания китайскими бизнесменами
сети подобных ТЦ. «Это наиболее вероятный сценарий. Правительство Москвы полно решимости сдержать свое обещание и не повторить опыта создания в черте города «государства в государстве», а для этого утраченные торговые площади придется заменить несколькими более мелкими. Мелким и средним предпринимателям, которые раньше ехали со всей России на Черкизовский рынок, чтобы наполнить свои магазины, по-прежнему необходимо где-то покупать дешевый товар в большом количестве. На настоящий момент ниша практически опустела, а, как известно, рынок пустоты не терпит. К тому же и власти КНР настроены на то, чтобы укрепить позиции «Поднебесной» в российской торговле. Вероятнее всего сеть китайских торговых центров развернется не только в Москве, но и в регионах с высоким уровнем потребления, что будет крайне удобно для местных предпринимателей», - поясняет эксперт.

«Как показывает практика, время рынков все равно не прошло. В любом случае, есть определенный пласт населения, который ошибочно считает, что товары на рынке дешевле, чем в торговых центрах. А вообще, хотелось бы, чтобы Россия превращалась в страну с цивилизованными торговыми центрами, а не окультуренными рынками», - заключает Малиборская.

Анастасия Кременчук